Если верить статистике, выживает только 1% стартапов. 9 из 10 амбициозных молодых проектов не выдерживают конкурентной борьбы и падают еще на взлете. У стартапов всегда масса проблем, которые мешают “выстрелить”: от недостаточных инвестиций до непроработанной бизнес-модели. А ведь именно вложения инвесторов дают молодым проектам путевку в жизнь, стимулируют их развитие и масштабирование. Давайте разбираться, зачем, а главное как представить свой ИТ-стартап в самом выгодном свете и успешно защититься.
- Допустим, мы имеем отличную, потенциально востребованную идею и ее хорошую техническую реализацию. Гарантирует ли это победу на конкурсе стартапов?
- Совсем не обязательно. Успешно защититься - значит “продать” потенциальным инвесторам не только свою разработку, но и целесообразность денежных вложений в сам проект.Докажите перспективность вашей компании, оперируя реальными цифрами. Логично, что собрать достоверные данные аналитики не получится на скорую руку. Определиться со своим позиционированием желательно еще на этапе вывода продукта на рынок. Располагая актуальной полной информацией о своем продукте, рынке, конкурентах, целевой аудитории и бизнес-модели, остается правильно расставить акценты и обернуть цифры в достойную упаковку. Поэтому, если вы еще не разобрались, зачем ИТ-компаниям проводить маркетинговые исследования, вот вам еще один аргумент. На конкурсе стартапов владеет ситуацией тот, кто владеет информацией.
-Так как же подготовить идеальный питч?
Задача питчинга перед инвесторами — сподвигнуть их к вложению в стартап. Помните — у вас есть минута, чтобы привлечь к себе внимание. Сделайте акцент на выгодах заказчика. Опишите, в чем вы приносите пользу, усильте позицию цифрами, покажите, что будет с заказчиками, если у них не будет вашей технологии, сервиса или продукта. Разбавьте презентацию продукта справкой о текущем состоянии рынка, кратким и понятным конкурентным анализом, описанием своей бизнес-схемы и небольшой выдержкой об основных членах команды. Конец презентации — лучший момент, чтобы привести впечатляющую статистику или наметить грандиозные цели. Расскажите потенциальным инвесторам о краткосрочных и долгосрочных стратегиях привлечения заказчиков, наглядно рассчитайте стоимость лида и его пожизненную ценность. Усилить эффект без того идеального питча поможет правильно выбранный спикер и лаконичная понятная презентация.
-На что еще стоит обратить внимание для успешной защиты проекта?
Проанализируйте причины провала на конкурсе своих конкурентов годами ранее. Многие из них, имея хорошо проработанную техническую составляющую, провалились из-за хромающей бизнес-части. В итоге, они просто не смогли донести свою оригинальную инновационную идею до потенциальных инвесторов. Не стоит недооценивать роль маркетинга на начальном этапе становления бизнеса. Именно грамотное использование его инструментов с самого начала позволяет решить типичную для стартапов проблему “общения с внешним миром”.
Скорее всего, вы и сами уже убедились, что уделить маркетингу должное внимание желательно еще до участия в конкурсе. Заранее разобравшись не только с содержанием, но и с формой вашего выступления, вы кратно увеличиваете свои шансы на победу. Попасть в число призеров конкурса стартапов не получится без четко сформулированных данных по следующим вопросам:
описание продукта с четким позиционированием
анализ рынка и конкурентов
ваша бизнес-модель и финансовые показатели
основные члены команды.
Ключевую информацию по этим четырем пунктам немаловажно обернуть в красивую упаковку в форме лаконичной и простой презентации.
Понятно, что, как правило, команде начинающего ИТ-проекта приходится заниматься буквально всем одновременно, еще и в условиях ограниченных ресурсов. В такой обстановке сложно охватить весь спектр задач, учесть все нюансы в маркетинге. Здесь важно бить прицельно, опираясь на достоверную аналитику, что возможно только в рамках профессионального маркетингового агентства. Опытные маркетологи-аутсорсеры помогают не только с правильным позиционированием на рынке, но и с подготовкой вашего выступления для успешной защиты проекта. В условиях ориентации на быстрый рост такая маркетинговая поддержка служит надежным подспорьем.