Многолетний опыт работы в ИТ-секторе показал, что действующие игроки рынка, как правило, делятся на две категории: противники и слепые приверженцы маркетинговой стратегии.
Первые уверены: стратегия - законсервированный документ. В условиях быстрого развития рынка она не позволяет компании быть гибкой и быстро менять свои планы. Поэтому такие компании действуют по принципу “мы сами с усами”, всячески отвергая системный подход. Как следствие - хаотичные действия на рынке, повторяющиеся проблемы и финансовая нестабильность: “то пусто, то густо”.
Вторые же, напротив, возлагают на маркетинговую стратегию слишком большие ожидания, считая, что наличие такого документа - это уже гарантия победы. Руководители компаний все чаще признают важность стратегического подхода, выделяют немалый бюджет на разработку маркетинговой стратегии, уделяют внимание поиску профессиональных исполнителей. Но многие из них забывают о важности грамотного внедрения. В итоге бизнес вкладывается в разработку маркетинговой стратегии, но не находит ресурсов на реализацию, и она собирает пыль в шкафу коммерческого директора.
Несмотря на то, что стратегия - это чисто практический документ, статистика показывает, что только 10% разработанных стратегий реализуется на практике.
И основная проблема кроется в том, что стратегию создает ТОП-менеджмент, а реализовывают ее на местах рядовые сотрудники. Но именно от действий каждого члена команды на 90% зависит успех этого процесса. Поэтому чтобы стратегия была реализована, нужно чтобы все люди в вашей организации поняли, приняли и начали применять ее положения, каждый на своем месте. А значит необходимо объяснить и обучить работе со стратегией каждого сотрудника. Процесс непростой и трудоемкий, но результат не заставит себя ждать.
Ну раз уж мы “сапожники с сапогами”, расскажем немного о собственном опыте внедрения маркетинговой стратегии. Возможно, это будет полезно.
Итак, с чего же мы начинаем?
В первую очередь доводим положения стратегии до сведения персонала.
Известный факт: сотрудники читают документы толще 30 страниц либо под дулом пистолета, либо под угрозой увольнения. Поэтому мы уделяем особое внимание структурированию документа и его подаче, чтобы не перегружать работников излишним чтивом. Уж на презентациях Marketing Ring точно руку набили. Умеем доступно и лаконично донести суть.
Тем не менее обязательно убеждаемся в том, что положения стратегии понятны всем сотрудникам.
Разжевываем, объясняем, доводим до понимания и осознания каждую строчку документа. Чаще всего, для этих целей проводим общее собрание работников. Иногда дополнительно организуем встречи с руководителями структурных подразделений компании или проводим личные беседы с ключевыми работниками.
Когда с теорией разобрались, приступаем к практике.
На логичный вопрос сотрудников “что же конкретно нужно делать?” развернуто отвечаем регламентами работы. Не так давно мы внедрили практику их написания в деятельность агентства и убили двух зайцев сразу.
Только представьте, моментально исчезла необходимости отвечать на одни и те же вопросы по несколько раз на дню. На руках у коллег появились документы, описывающие ту или иную задачу и понимание, что конкретно нужно сделать и к какому результату необходимо прийти.
Оказалось, дополнительные трудозатраты на подготовку регламентов с лихвой окупаются автоматизацией процессов и растущей производительностью подразделений. Убедились сами и теперь рекомендуем другим.
Итак, процессы регламентированы, работа запущена, как теперь оценить ее результат?
Работники нашего агентства четко понимают, к достижению каких показателей они должны стремиться. Без этого стратегические инициативы имеют шансы остаться лишь благими намерениями.
В своей работе мы опираемся на систему операционных показателей, само собой, контролируем выполнение намеченного плана. Иногда приходится вытаскивать руководителей подразделений из “текучки” и актуализировать стоящие перед ними стратегические задачи. При необходимости своевременно вносим коррективы в маркетинговый план.
Вероятно, именно гибкий подход и эффективное использование маркетинговой стратегии позволяет нам сократить путь к достижению своих бизнес-целей.
Советуем и вам не только позаботиться о наличии самого документа, но и уделить внимание его эффективному внедрению и контролю за реализацией.
Обеспечить весь комплекс работы над стратегией и снять груз ответственности с занятых предпринимателей может профильное маркетинговое агентство.
Клиенты маркетингового агентства "Marketing Ring" в дополнение к качественно исполненному документу получают обучение сотрудников работе со стратегией и разработку всех необходимых регламентов. Успех нашего клиента и его выход на максимальную прибыль - главный актив нашего бизнеса.